Главная -> Изразцовое искусство Москвы
Изразцовое искусство Москвы
Первое появление изразцового убранства в России относят к концу ХУ началу ХУ1 веков, когда появились керамические плиты с орнаментальным рельефным узором. Возможно, их появление связано с переселением белорусских мастеровых, бежавших со своей родины в Московию от польских и литовских угнетателей. Поливные (покрытые налитой глазурью и обожженные в печи) изразцы украсили собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного).
В конце 16 века в Москве начинается широкое производство «красных» изразцов (печные
терракотовые изразцы из красной глины). Изразцы формовали в деревянных формах (фото внизу) с вырезанным объемным рисунком (по аналогии со старинной технологией приготовления русских пряников) методом так называемой «набивки».
В начале 16 века в Москве налаживается массовое производство «муравленых» изразцов, как правило, покрытых зеленой глазурью.
Расцвет русского изразцового искусства наступил во второй половине 17 века и связан с широким распространением рельефных многоцветных изразцов. Белорусские мастера принесли в Москву секреты изготовления непрозрачных глазурей (обычно называемых эмалями). Яркие
многоцветные печи стали главным элементом интерьеров домов на Руси, а изразцовые фасадные элементы украсили многочисленные здания и сооружения того времени. Москва сохранила некоторые из них, например, Покровский собор (1671-1679 года) и Мостовая башня (начало 1670-х годов) в Измайлове, изразцы для которых были выполнены московскими мастерами Степаном Ивановым (Полубесом) и Игнатом Максимовым. Некоторые элементы изразцовых декоров Москвы 17 века показаны на фото в материалах этой статьи.
|
|
|
18 век в русской жизни характеризуется дальнейшим проникновением Европейских художественных тенденций в традиционное искусство, что повлекло за собой некоторые изменения в художественных вкусах общества. Не избежало этого и изразцовое искусство. Здесь прежде всего нужно отметить роль Петра 1, который при своем посещении Голландии в 1697-1698 годах заметил своим зорким взглядом прекрасные «кафели», выполненные в стиле, продолженном и развитом через века замечательными мастерами нашей Гжели. Он отдал приказ изготавливать гладкие белые изразцы, по которым наносить рисунок синей глазурью и таким образом открыл новое и перспективное направление в изразцовом искусстве. Это направление является главным и по сегодняшний день - гладкие, красивые, милые сердцу и глазу прекрасных женщин России изразцы скрашивают жизнь, дают тепло в наши холодные зимы. И сегодня гладкие шелковистые от остеклованной глазури, нежные под рукой, хранящие тепло печи и отдающие его людям, разноцветные красавцы-изразцы незаменимы и безупречны. Мало того, их сверкающая поверхность всегда нова, стоит только нашим замечательным хозяюшкам протереть их мокрой тряпкой. Печки в старых усадьбах и сейчас потрясают и притягивают наши взгляды. Кроме того, у гладкой глазурованной керамики есть еще золотые свойства, например, на чистых изразцах не пригорает пыль (что вредно для здоровья) и они повышают теплоотдачу печей примерно на 10% (по сравнению с кирпичной кладкой неотделанной печки).
Изразец 18 века стал иным - гладкая лицевая поверхность, сдержанная цветовая гамма, многообразие сюжетов, выполненных в стиле росписи.Героями сюжетов стали люди из разных слоев общества и в различных ситуациях.
К концу века в изразцовой живописи преобладало многоцветное изображение цветов, букетов и птиц. Керамические изразцы в виде отдельных элементов или панно являлись составной частью сложной архитектурной композиции печей, главного украшения интерьера.
|
|
|
|
|
|
В Х1Х веке изразцовое производство широко распространилось, продукция производилась в широком ассортименте и была различной по стоимости и художественной ценности для широкого слоя потребителей. Изразцы предназначались прежде всего для отделки печей, являющихся едва ли не главным и совершенно необходимым элементом русского быта.
Занимающее совершенно особое место в России производство М.С.Кузнецова, изготовлявшего фарфоровую и фаянсовую посуду, выпускало также изразцы в достаточно широком ассортименте. Так, каталог 1899 года «Товарищества М.С.Кузнецова» предлагал 18 видов печей и каминов, много различных видов отдельных изразцов и плиток, два киота и один иконостас.
|
|
|
|
|
|
Одновременно с фабричным производством развивается также и индивидуальное, создавшее ряд замечательных произведений русского изразцового искусства.
В 1858 году при восстановлении палат бояр Романовых на Варварке по эскизам архитектора Ф.Рихтера были воссозданы старинные печи с изразцами в стиле «древних мастеров». Хотя они и отличаются от старинных оригиналов, но, тем не менее, интересны как работы сильного художника, переосмысливающего древнее искусство с позиций его времени.
В конце Х1Х века изразцовым искусством заинтересовались крупные художники и керамисты, прежде всего Михаил Врубель, создавший в имении Абрамцево ряд шедевров. В своих работах он продвинулся очень далеко вперед, разработал целый ряд новых технологий глазурования и обжига с применением собственных глазурей широкой цветовой гаммы. Он создал скульптурные композиции, ранее не виданные в России (например, скамейка в саду и лежанка печи с головой льва, замечательные компановки печей и каминов), облицованные цветной керамикой, которые являются шедеврами керамического искусства. Михаил Врубель был одновременно великим художником (недаром его картины занимают целый зал в Третьяковской галлерее Москвы), значительным скульптором и сильным технологом-новатором в керамическом производстве.
В это время в Русском обществе появился значительный интерес к древнему культурному наследию, в частности, изразцовому искусству. Этот интерес воплотился в широкое применение многоцветных изразцов для оформления фасадов зданий и сооружений, а также способствовал изготовлению копий старинных изразцов и новых изразцов в стиле старинных мастеров
|
|
|
После революции 1917 года изразцовое искусство, как и все виды искусств, претерпело очень значительные изменения. В первый послереволюционный период практически во всех видах искусств главными направлениями стал конструктивизм и модернизм, изразцовое искусство также не избежало этого влияния.
Затем искусство вновь вернулись к реализму (соцреализму). В литературе, в живописи, в скульптуре, и, конечно, в керамике стали преобладать производственные темы, изображались люди труда и родная природа, в основном без художественных изысков и сложностей.
С годами все виды искусств понемногу трансформировались, техника и качество работ повышалось и к началу 90-х годов ХХ века советское искусство занимало ведущие позиции (балет, реалистическая живопись, театр, кино, мультипликация). Все это отразилось и в искусстве керамики, в котором мы в эти времена занимали достойное место.
Это можно объяснить особенностями характера русского народа, всегда стремившегося к красоте и готового ради этого на любые жертвы. Уже, наверное, сто лет в Европе и Америке нет желающих кропотливо годами учиться рисовать и лепить, так как это не гарантирует жизненного успеха и выгоднее заниматься любым практическим делом. Только у нас, даже не в благословенной Италии, родине искусств, остались великолепные реалистические школы живописи и прекрасные художники-реалисты, такие как Глазунов и Шилов и нигде в мире их уже не найти.
Это обусловило то, что в керамике, в частности в изразцовом искусстве, работали и продолжают работать десятки талантливых художников и специалистов, производящих настоящие шедевры.
Работы мастеров были представлены на выставке Московского изразца в Измайлово в 2007 году, таких, например, как Николай Любимов, Евгений Тарабин, Сергей Лебедев. Художник Анна Удальцова, заведующая кафедрой керамики Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г Строганова, показала на этой выставке не только работы мастеров, но и первые опыты своих студентов.
Современные художники плодотворно трудятся над сохранением древнего прекрасного наследия русских керамистов. Так, Николай Любимов многие годы занят реставрацией изразцовой керамики Успенского собора Новоиерусалимского кремля. Работы Евгения Тарабина украшают надвратную церковь Андреевского монастыря в Москве, им восстановлен знаменитый фриз «павлинье око», подобный фризу Покровского собора в Измайлово.
Выставка изразцового искусства из фондов Московского государственного объединенного музея-заповедника в Измайлово, проведенная в2007 году, еще раз показала, какие бесценные сокровища хранит наша история и как их сохранение важно для жизни народа. Некоторые великолепные работы художников - керамистов показаны ниже на фото.